Пишу диссертацию по проблеме информационно-психологической безопасности подростков, общающихся в сети Интернет и, в частности, социальных сетях. Я планирую разрабатывать программу психологической профилактики информационной безопасности подростков и, конечно же, эта программа будет строится на основе методов арт-терапии. Поэтому я в свое время достаточно длительное время провела в Нижегородской областной универсальной научной библиотеке в Центре электронных диссертаций и искала именно диссертации, связанные с арт-терапией. Спешу поделиться найденным материалом и своими мыслями по этому поводу.
1. При поиске материала сначала выписала для себя все названия диссертаций, которые написаны по психологии и которые содержат в своем названии слова "арт терапия", "арт методы", "искусство". Это я сделала ещё дома, проверить наличие тех или иных диссертаций можно на сайте Российской государственной библиотеки, а именно http://sigla.rsl.ru/
2.Выписав те диссертации, которые мне подходят, я попыталась найти их авторефераты в сети Интернет. Можно найти некоторые хорошие авторефераты в полном объеме, но не все.
Я нашла:
Белозорова Людмила
Александровна арт-терапия КАК СРЕДСТВО психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников. АВТОРЕФЕРАТ диссертации
на соискание ученой степени кандидата
психологических наук. Курск
2011. Можно скачать по адресу http://kursksu.ru/›dissertations/dis260.doc (легко находится и через поиск Яндекса)
КОЛОШИНА
Татьяна Юрьевна АРТТЕРАПИЯ
В ТЕРАПИИ КРИЗИСНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ. АВТОРЕФЕРАТ диссертации
на соискание ученой степени кандидата
психологических наук. Ярославль –
2002 (легко находится и через поиск Яндекса) или по адресу http://psychosfera.kz/
КУРАКИНА Светлана Викторовна КОРРЕКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮСРЕДСТВ АРТТЕРАПИИ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ярославль, 2007. http://inf.yspu.org/documents-open/dis/260/auto.pdf
Мужичкова Юлия Евгеньевна РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ САМОВЫРАЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва – 2008 http://www.psy.msu.ru/science/autoref/muzhichkova.pdf
Ну и не могла не указать:
ВАСИНА Елена Николаевна ОТРАЖЕННОЕ «Я» В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание
ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2006 http://ipras.ru/›engine/documents/document309.doc
На самом деле, в авторефератах более подробно отражаются результаты экспериментальной части, нежели формирующей. Не совсем понятно, как удалось добиться улучшения результатов по итогам констатирующего эксперимента. То есть не понятно, что именно делал исследователь, чтобы добиться таких результатов.
3.Автореферат для практической деятельности не слишком то информативный. По нему можно только понять, стоит ли вообще искать полный текст диссертации или не обязательно. Поэтому, для меня, без похода в Библиотеку не обошлось.
В библиотеке я, чаще всего, разочаровываюсь, ожидая большего. Нахожу, что многие диссертации просто копируют текст более ранних диссертаций, содержа новизну только в выборке и методах эксперимента. Но, конечно, нужно знать текст предшествующих диссертаций, когда пишешь свою диссертацию.
С практической точки зрения, из всех диссертаций, которые я нашла, прочитала, мне понравились только две и то, только те, которые содержали какие-либо практически ориентированные материалы.
Вот эти две диссертации, которые меня заинтересовали и которые мне были полезны:
Белозорова Людмила Александровна АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ.
В данной работе есть подробный конспект занятий с дошкольниками на основе арт-терапии. Цикл состоит из 36 занятий и рассчитан на 9 месяцев. В занятиях сочетаются арт-терапия, занятия художественным творчеством, обучающий материал. В конспектах указываются тема занятия, цель, материалы, инструкция. Все используемые сказки и рассказы также прилагаются. Поэтому я думаю, что для всех практических психологов, особенно которые работают с дошкольниками и младшими школьниками данная программа будет полезна и ценна.
Также можно найти что-то для себя в работе:
Гриник, Диана Валериевна Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва, 2010.
В работе представлена развивающая программа для дошкольников. В приложении есть подробные конспекты только двух занятий, остальные занятия представлены в форме таблицы, как схема - тема занятия, цель и используемые техники без конкретизации.
Это мои результаты работы с научной литературой по теме арт-терапии на настоящий период времени.
Диссертации появляются новые и новые, поэтому можно и нужно искать ещё, постоянно следить за новыми статьями и новыми исследователями.
Полезная информация, спасибо большое за такой труд!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое!
ОтветитьУдалить