Ссылка для цит.: Баранова Ю. М. Актуальные проблемы
психолого-педагогического подхода к
обеспечению информационной безопасности детей и подростков в сети
Интернет // Психолого – педагогическое сопровождение социализации детей и
подростков в условиях онто- и дизонтогенеза: сборник статей по материалам
Международной научно-практической конференции (5 декабря 2012 года). - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. - С. 76-80.
В условиях модернизации
российской системы образования, связанной с переходом на новый государственный
образовательный стандарт, значительно актуализируется проблема
здоровьесбережения. В соответствии со стандартом большое значение уделяется
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Поэтому на всех
уровнях процесса взаимодействия взрослых и детей должны быть заложены базовые
знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся как одной из ценностных составляющих.
Распространение
информационных технологий в России и в мире идет большими темпами и
характеризуется охватом всех сфер жизнедеятельности общества и внедрением во
все сектора – в промышленность, в сферу услуг, государственное управление, в
образование. Значительная часть социальной активности современных людей
реализуется посредством использования Интернет-технологий и взаимодействия в
Интернет-сообществах. Однако,
стремительное вхождение в жизнь информационных технологий, связанных с
использованием Интернет, порождает как спектр новых технологических
возможностей, так и спектр новых угроз психологической безопасности человека.
Подобная постановка
вопроса обуславливает необходимость проведения масштабных научных исследований,
посвященных изучению специфики воздействия информационных технологий и сети
Интернет на психическую организацию современного человека. В настоящее время
данная проблема стала объектом изучения
различных научных дисциплин. С точки зрения философии рассматриваются
вопросы виртуальной реальности и киберпространства (Ж. Бодрийяр, Р. А. Барышев,
А. Е. Иванов). С культурологической
точки зрения изучаются вопросы
межкультурной коммуникации в сети Интернет (Н. В. Целепидис),
субкультуры виртуального сообщества (И. А. Смирнова). Социологическая наука
исследует Интернет-сообщества (Д. В.
Акаев, А. С. Аладышнина, С. К. Тамазян, Р. В. Кончановский, И. В. Василенко, Г.
Ф. Нигматуллина), роль сети Интернет в процессе социализации (А.А. Башкарев, А.
В. Чистяков, М. А. Данилова), Интернет-досуг (М. М. Самелюк). Педагогика изучает вопросы формирования Интернет-культуры (А.А.
Пигузов), гражданской идентичности средствами Интернет (А. А. Логикова),
специфику применения Интернет-технологий в образовании (И. Н. Нахметов, Н. В.
Симонова, Е. П. Романов, Т. Ю. Павельева).
Особенная роль в
изучении специфики воздействия Интернет-технологий на человека принадлежит, в
первую очередь, психологии, для которой первостепенное значение имеет не только
изучение факторов и угроз Интернет-воздействия, но и разработка механизмов
защиты человеческой психики от влияния негативных факторов информационных
технологий. Психологическая наука изучает вопросы Интернет-зависимости (Наумова
Т. А., Дрепа М. И.), образа «Я» и идентичности в сети Интернет (Наумова Т. А.,
Жичкина А. Е.), специфики Интернет-коммуникации (Чичкова Г. С., Андреев И. В.)
самопрезентации (Шевченко И. С., Водянова Н. В.) и другие.
Другой
важный аспект данной проблемы заключается в изучении специфики влияния
Интернет-технологий на различные возрастные категории людей, и в первую
очередь, это касается детской и подростковой аудитории. Формирование личности
современных детей и подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и
поведенческих навыков во многом
происходит на стыке виртуального мира и реальности. С одной стороны, в
реальной жизни дети и подростки самовыражаются, презентуя свою уникальную личность
с помощью особой одежды, манеры поведения, причастности к особым, «своим»
сообществам. С другой, сегодня этот значимый для становления личности процесс
социализации все больше переносится в
Интернет-среду.
В настоящее время уже
можно говорить о появлении целого поколения «цифровых детей». Дж. Палфри (Palfrey) и У. Гассер (Gasser) отмечают, что социологический
портрет «цифрового поколения» образуют такие качества, как «тотальная» креативность, инновационность, информированность, благодаря
постоянной включенности в поисковую деятельность, многозадачность (способность решать несколько когнитивных
задач одновременно). Исследователи также определяют и проблемные зоны
«цифрового поколения» – информационную
перегруженность и как следствие – снижение способности формировать
и оперировать знаниями [4, с. 2-7].
Следует специально
подчеркнуть, что в связи с постоянным ростом детской и подростковой аудитории
сети Интернет, все большую актуальность приобретает проблема обеспечения
информационно-психологической безопасности детей и подростков, общающихся в сети Интернет и
социальных Интернет-сетях.
В целом,
информационно-психологическая безопасность личности может быть определена как
интегративное объединение, отражающее:
1)психологическую
защищенность личности от негативных воздействий информационных факторов и
психологического насилия, посредством информационных технологий, при которой
обеспечивается защита психологического здоровья личности и удовлетворены
базовые потребности личности в самосохранении;
2)психологическую
суверенность личности, целостность, обеспечивающее возможности осознанного
саморазвития.
В соответствии с данным
определением, угрозы информационно-психологической безопасности будут
непосредственно воздействовать или на состояние защищенности личности или
подрывать целостное личностное
образование. По-сути это внутренние и внешние угрозы ИПБ в том значении, в
котором их употреблял Г. В. Грачев [1]. Группа внутренних угроз, по нашему
мнению, так же может быть названа «психологическими».
Группа внешних угроз
представляет такие проблемы как группы девиантного поведения, «опасные»
материалы, кибербуллинг, сексуальные домогательства. Данные угрозы могут быть
нивелированы путем законодательного регулирования, родительского контроля,
применения специальных программ ограничения доступа, но не всегда. Например,
взаимодействие в современных Интернет-сетях зачастую позволяет злоумышленникам
преодолевать данные ограничения.
Вторая группа угроз
информационно-психологической безопасности содержит внутренние угрозы:
Интернет-зависимость, виртуализация личности, эмоциональные и поведенческие
нарушения. Данный тип угроз действует на психологическом уровне, сложно
поддается выявлению, медленно развивается и провоцирует нарушения детской
психики и поведения.
Итак, в настоящее время
актуальной является проблема обеспечения информационно-психологической
безопасности детей и подростков, общающихся в сети Интернет и социальных
Интернет-сетях. Между тем, анализ данной проблемы позволил выделить следующие
проблемные вопросы в современном обществе:
1.Недостаточное
внимание родителей к проблеме обеспечения информационно-психологической
безопасности своих детей.
В ходе совместного
исследования с Нижегородской
региональной благотворительной общественной организацией «Забота» и
Региональным Центром безопасного интернета для детей в рамках проекта
«Погремушка, iPad
и безопасный Интернет» было изучено отношение родителей к проблеме сетевой
безопасности детей-дошкольников. Респондентам (родители детей 3-7 лет,
посещающих детский сад) предлагалось ответить на вопросы, касательно применения
их детьми сети Интернет и безопасности в Сети. Исследование проходило на базе детского
сада № 389 (ОКБМ) г. Нижнего Новгорода в июне-октябре 2012 года. В исследовании
приняли участие 55 респондентов.
По результатам
проведенного исследования был сделан вывод, что культура сетевой безопасности
детей в России пока недостаточно сформирована. Практически все родители
отмечают, что действительно Интернет представляет собой потенциальные угрозы
для психологической безопасности детей, многие родители называют риски сети
Интернет. Но при этом большая часть родителей не считает необходимым каким-либо
специальным образом обучать детей безопасному использованию Интернет. Многие считают, что «еще рано думать на это
тему», «ребенок еще маленький и не пользуется Интернетом». Наиболее
эффективными приемами защиты ребенка в сети Интернет считают родительский
контроль и специальные программы ограничения доступа, не уделяя должного
внимания необходимости обучения ребенка безопасному использованию сети
интернет, общению с ребенком на тему Интернета.
2.Недостаток программ
обучения для педагогов в детских садах и школах. Безусловно, необходимы
программы дополнительного профессионального образования (повышения
квалификации), такие как, например,
программа Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников
образования «Здоровье и безопасность
детей в мире компьютерных технологий и Интернет».
3. Недостаток программ
психологической профилактики,
психологической помощи при травмах, полученных в Сети, в том числе готовых программ для
использования психологами в детских садах и школах.
4.Необходима дальнейшая
работа по проблеме регулирования Интернет-рисков на законодательном уровне.
На государственном уровне предпринимаются первые попытки урегулирования
работы Интернет-ресурсов и защиты детей от негативной информации в сет
Интернет. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию" определяет информацию, запрещенную для распространения среди
детей и проводит классификацию информационной продукции, разрешенной к
просмотру разными возрастными категориями детей [3].
Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года «О
внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации
в сети Интернет» внёс ряд положений, предполагающих фильтрацию интернет-сайтов по системе чёрного списка и блокировку запрещённых интернет-ресурсов,
которые вступили в силу с 1 ноября 2012 года [2].
Данный законопроект вызвал широкую дискуссию и критику в обществе.
Большинство специалистов поддерживают поправки в закон ФЗ № 436 «О защите
детей», но выступают против изменений, касающихся закона «Об информации», а
именно: слишком широкого класса материалов, подлежащего внесению в Реестр и
блокировки сайтов по сетевым адресам. Критика закона в обществе свидетельствует
о том, что необходима дальнейшая работа по защите детей от негативной
информации в сети Интернет на законодательном уровне.
Таким
образом, в настоящее время актуальной является проблема обеспечения
информационно-психологической безопасности подростков, общающихся в сети
Интернет и социальных Интернет-сетях. Угрозы информационно-психологической
безопасности непосредственно воздействуют или на состояние защищенности
личности (кибербуллинг, «опасные» материалы, сексуальные домогательства, группы
девиантного поведения в сети) или подрывают
целостное личностное образование (Интернет-зависимость, «Контактное»
мышление, виртуализация личности).
Для
предупреждения рисков информационно-психологической безопасности подростков в
сети Интернет необходимо широкое обсуждение проблемы Онлайн-безопасности детей
и подростков в Сети, продолжение научных исследований по проблеме, разработка и
внедрение программ по формированию навыков безопасного поведения в Сети для
школьников и разработка программ психологической коррекции нарушений в
личностной сфере подростков, пользующихся сетью Интернет.
ЛИТЕРАТУРА
1.Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность
личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.
2.Федеральный закон № 139-ФЗ от 28 июля 2012
года «О внесении изменений в Федеральный
закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения
доступа к противоправной информации в сети Интернет» // "РГ" - Федеральный выпуск №5845. – 30 июля 2012.
3.Федеральный закон
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" // "Российская
газета". 31.12.2010. Федеральный
выпуск № 5376.
4.Palfrey J., Gasser Urs. Born Digital. Understanding the first
generation of digital natives. N.Y., 2008.
Ссылка для цит.: Баранова Ю. М. Актуальные проблемы психолого-педагогического подхода к обеспечению информационной безопасности детей и подростков в сети Интернет // Психолого – педагогическое сопровождение социализации детей и подростков в условиях онто- и дизонтогенеза: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (5 декабря 2012 года). - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2012. - С. 76-80.
Комментариев нет:
Отправить комментарий