Хочется чуть подробнее написать о моем любимом методе
психологического консультирования – арт-терапии. Очень много вопросов
существует о методе; мало, кто действительно знает, что это такое. Я имею ввиду
тех, кто ещё не испробовал на себе действие этого метода.
Ну, немножко теории. Я теорию люблю и охотно ею делюсь.
Арт-терапия, на самом-то деле, это только вид терапии искусством, а не сама терапия искусствами.
Я придерживаюсь, вслед за Копытиным Александром Ивановичем
(более подробно смотрите статью "Мой путь к АРТ-терапии"), американского подхода к арт-терапии и к
терапии искусством.
Традиционно терапия
искусством имеет 4 классических модальности:
- арт-терапия (вот она где у нас имеет место-то быть)
- музыкальная терапия
-танцедвигательная терапия
-драматерапия.
Сейчас говорят о некой интегративной модальности,
предполагающей совмещение всех 4-х модальностей - терапии творческим самовыражением, а также о таких новых
модальностях, таких как фототерапия, библиотерапия, ландшафтная терапия, вокалотерапия и другие.
Арт-терапия - это метод художественной терапии, направленный на коррекцию эмоциональной, когнитивной, коммуникативной, регулятивной сфер личности и приводящий к раскрытию творческого потенциала.
На самом деле, конечно, сегодня в России мы все
используем термин «арт-терапия» (как наиболее лаконичный и удобный) по
отношению ко всем модальностям терпии творческим самовыражением.
Что ж, это
удобно для практики. А что там в теории – да какая разница!
Можно переходить к практике.
Проходя обучение у Копытина А. И. мы все техники арт-терапии
(давайте я тоже буду использовать именно этот термин, обозначающий всю терапию
искусствами) проживали на себе.
Ну, а начали мы, конечно же, с арт-терапии, то есть с терапии
путем художественного творчества.
Рисовать я не умею. Причем где-то со школы у меня оставался
огромный комплекс по этому поводу. Когда-то, в классе 5 в школе, было
задано домашнее задание по литературе – проиллюстрировать какую-то фольклорную
сказку. Ну я и проиллюстрировала. Вызвали отвечать. Я показала рисунок. Все
засмеялись – весь класс. А я заплакала. На этом я твердо уверовала, что я не умею рисовать.
Это правда. Я не умею, не научилась, не знаю как. И только.
Не умею и не могу – разные вещи.
К тому же для арт-терапии это не имеет никакого значения.
Это не урок рисования, а глубокая работа с собой, со своим внутренним миром.
Будучи уже взрослым и, посетив выставку детских рисунков, Пабло Пикассо произнес одну из самых своих известных фраз: «В их возрасте я рисовал, как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисовать, как ребенок».
Ну вот. Значит, терапия путем художественного творчества.
В рамках работы над этим циклом нам были представлены
групповые и индивидуальные техники работы.
Сначала, погружаясь в себя, можно даже сказать
предварительно (скажу страшное слово) медитируя, мы приступили к рисованию (ещё
одно страшное слово) манадлы: по - человечески, по-простому - это рисунок в круге.
Вот она моя манадала. Коллеги – можете подумать и увидеть в моем рисунке гораздо больше, чем я сама тут о себе пишу.
При работе в группах мы рисовали на влажной бумаге. Мы
скрепили 2 ватмана, налили на них воды и вчетвером рисовали (по-моему даже
руками) гуашью. Просто, ни о чем не думая, водили руками по листу. Наблюдали за игрой цвета и красок.
Очень увлекательное занятие на самом деле. Успокаивает и завораживает,
отключает мозг на немного, дает ему отдохнуть. Но не надолго. Затем нас попросили
посмотреть на то, что получилось. Здесь, конечно же, мозг включается и
очень-очень мешает работать над собой. Каждый видит какие-то образы, причем
очень отчетливо, причем видит их только он. Ни это ли ключ к себе?
Образы прорисовываются, можно использовать дополнительные
материалы, дополнительную бумагу. И обсуждаются в группе. Обсуждается все – ход
работы, ощущения, чувства, образы, которые возникли.
Были конечно и ещё задания, много, а напоследок цикла, благодаря Александу Ивановичу, нам
было предложено создать одну большую групповую работы на тему «Тело».
Когда работает вся группа, которая кстати говоря, знакома
только пару дней и которая получила такое задание – это очень фрустрирует
(простите, простите), т.е. раздражает, тревожит, напрягает. Группа буквально
накаляется и грозит развалиться. Сразу же выделяются лидеры – 2-3 человека,
которые активно предлагают идеи, активно обсуждают и нередко конфликтуют в ходе
обсуждения.
Я сама, до поры до времени, занимаю пост наблюдателя. Мне
это близко по духу, да и профессия, в принципе, обязывает.
Готовая коллективная работа
Такие задания очень подходят для работы со сложившимся
коллективами – классами, рабочими коллективами. Вся социальная психология
налицо, сразу все видно, кто лидер, кто конфликтует, кто какие стратегии
использует и почему это не всегда эффективно. Самое поразительное, что это
видно не только психологу, который ведет группу, но и самим участникам все
видно, они начинают осознавать свое поведение в группе и обязательно на
обсуждении это проговаривается.
Как итог, в арт-терапии очень большое количество техник, которые могут
применяться для расслабления, релаксации, эмоционального высвобождения (такие
как «Рисование на влажной бумаге»), а также техники, направленные на коррекцию,
на активизацию каких-то внутренних процессов, на работу с собой.
Немного про арт-терапию. Продолжение следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий