Кнопки социальных сетей

пятница, 12 июля 2013 г.

К вопросу об арт-терапии...

Хочется чуть подробнее написать о моем любимом методе психологического консультирования – арт-терапии. Очень много вопросов существует о методе; мало, кто действительно знает, что это такое. Я имею ввиду тех, кто ещё не испробовал на себе действие этого метода.

Ну, немножко теории. Я теорию люблю и охотно ею делюсь.

Арт-терапия, на самом-то деле, это только вид терапии искусством,  а не сама терапия искусствами. 
Я придерживаюсь, вслед за Копытиным Александром Ивановичем (более подробно смотрите статью "Мой путь к АРТ-терапии"), американского подхода к арт-терапии и к терапии искусством.

Традиционно  терапия искусством имеет 4 классических модальности:
- арт-терапия (вот она где у нас имеет место-то быть)
- музыкальная терапия
-танцедвигательная терапия
-драматерапия.
Сейчас говорят о некой интегративной модальности, предполагающей совмещение всех 4-х модальностей - терапии творческим самовыражением, а также о таких новых модальностях,  таких  как фототерапия, библиотерапия, ландшафтная терапия, вокалотерапия и другие.

Арт-терапия - это метод художественной терапии, направленный на коррекцию эмоциональной, когнитивной, коммуникативной, регулятивной сфер личности и приводящий к раскрытию творческого потенциала.



На самом деле, конечно, сегодня в России  мы все используем термин «арт-терапия» (как наиболее лаконичный и удобный) по отношению ко всем модальностям терпии творческим самовыражением. 
Что ж, это удобно для практики. А что там в теории – да какая разница!

Можно переходить к практике.

Проходя обучение у Копытина А. И. мы все техники арт-терапии (давайте я тоже буду использовать именно этот термин, обозначающий всю терапию искусствами) проживали на себе.

Ну, а начали мы, конечно же, с арт-терапии, то есть с терапии путем художественного творчества.

Рисовать я не умею. Причем где-то со школы у меня оставался огромный комплекс по этому поводу. Когда-то, в классе 5 в школе,  было задано домашнее задание по литературе – проиллюстрировать какую-то фольклорную сказку. Ну я и проиллюстрировала. Вызвали отвечать. Я показала рисунок. Все засмеялись – весь класс. А я заплакала. На этом я твердо уверовала, что я  не умею рисовать.

Это правда. Я не умею, не научилась, не знаю как. И только. Не умею и не могу – разные вещи.
К тому же для арт-терапии это не имеет никакого значения. Это не урок рисования, а глубокая работа с собой, со своим внутренним миром.



Будучи уже взрослым и, посетив выставку детских рисунков, Пабло Пикассо произнес одну из самых своих известных фраз: «В их возрасте я рисовалкак Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь, чтобы научиться рисоватькак ребенок».












Ну вот. Значит, терапия путем художественного творчества.

В рамках работы над этим циклом нам были представлены групповые и индивидуальные техники работы.
Сначала, погружаясь в себя, можно даже сказать предварительно (скажу страшное слово) медитируя, мы приступили к рисованию (ещё одно страшное слово) манадлы: по - человечески, по-простому - это рисунок в круге.




Вот она моя манадала. Коллеги – можете подумать и увидеть в моем рисунке гораздо больше, чем я сама тут о себе пишу.






При работе в группах мы рисовали на влажной бумаге. Мы скрепили 2 ватмана, налили на них воды и вчетвером рисовали (по-моему даже руками) гуашью. Просто, ни о чем не думая, водили руками  по листу. Наблюдали за игрой цвета и красок. Очень увлекательное занятие на самом деле. Успокаивает и завораживает, отключает мозг на немного, дает ему отдохнуть. Но не надолго. Затем нас попросили посмотреть на то, что получилось. Здесь, конечно же, мозг включается и очень-очень мешает работать над собой. Каждый видит какие-то образы, причем очень отчетливо, причем видит их только он. Ни это ли ключ к себе?
Образы прорисовываются, можно использовать дополнительные материалы, дополнительную бумагу. И обсуждаются в группе. Обсуждается все – ход работы, ощущения, чувства, образы, которые возникли.

Были конечно и ещё задания, много,  а напоследок цикла, благодаря Александу Ивановичу, нам было предложено создать одну большую групповую работы на тему «Тело».

Когда работает вся группа, которая кстати говоря, знакома только пару дней и которая получила такое задание – это очень фрустрирует (простите, простите), т.е. раздражает, тревожит, напрягает. Группа буквально накаляется и грозит развалиться. Сразу же выделяются лидеры – 2-3 человека, которые активно предлагают идеи, активно обсуждают и нередко конфликтуют в ходе обсуждения.

Я сама, до поры до времени, занимаю пост наблюдателя. Мне это близко по духу, да и профессия, в принципе, обязывает.



Готовая коллективная работа











Такие задания очень подходят для работы со сложившимся коллективами – классами, рабочими коллективами. Вся социальная психология налицо, сразу все видно, кто лидер, кто конфликтует, кто какие стратегии использует и почему это не всегда эффективно. Самое поразительное, что это видно не только психологу, который ведет группу, но и самим участникам все видно, они начинают осознавать свое поведение в группе и обязательно на обсуждении это проговаривается.

Как итог, в арт-терапии очень большое количество техник, которые могут применяться для расслабления, релаксации, эмоционального высвобождения (такие как «Рисование на влажной бумаге»), а также техники, направленные на коррекцию, на активизацию каких-то внутренних процессов, на работу с собой.

Немного про арт-терапию. Продолжение следует…


Комментариев нет:

Отправить комментарий

ShareThis